Лесной театр
Анастасия Ярославцева, журнал "Маруся", октябрь
2003
"Маруся", я в последнее время часто слышу про какие-то "ролевые игры".
Вроде бы устраивают их поклонники Толкиена - наряжаются всякими
хоббитами, эльфами и волшебниками, собираются где-нибудь в лесу и
разыгрывают отрывки из "властелина колец"... Расскажешь об этом?
Милена".
Хобби
для хоббитов?
Для восстановления справедливости начать нужно с того, что подобные
игрища придумали вовсе не толкиенисты. Основатель сей забавы -
известный социальный психолог и психиатр Якоб Леви Морено. В начале ХХ
века он открыл, что можно лечить людей от всяких психологических
заморочек путем... ролевой игры. Разыгрывая сценки, вживаясь в характер
своих персонажей, его пациенты снимали стресс и улучшали свои отношения
с окружающими.
Прошло время, и ролевые игры перестали быть одним из средств
психологической помощи и обрели вторую жизнь. Их стали использовать в
педагогике, менеджменте и т.д. Они бывают разной сложности - настольные
(с кубиками и листочками бумаги) и полигонные: игры "на местности",
требующие помимо "чипов" (купоны с надписями, заменяющие настоящие
деньги, рыцарские доспехи и т.п.), еще и некоторого подобия одежды и
оружия. Основное отличие второй разновидности сюжетно-ролевых игр - а
именно о ней и пойдет речь далее - в том, что она требует от участников
большего вживания в роль, чем в настольном варианте, но меньшего
напряга воображения.
Так что заявления толкиенистов, будто "ролевки" это их изобретение,
весьма сомнительны. Тем более что в России первые игры были отнюдь не
по "Властелину колец" - скорее всего, в их основу легли "Волшебник
Земноморья" Урсулы Ле Гуин и история дона Руматы из книги "Трудно быть
богом" братьев Стругацких (хотя точно этого не установишь за давностью
лет). Зато о первых Хоббитских игрищах (по книге профессора Толкиена) и
правда известно намного больше. Проходили они под Красноярском в 1989
году. С тех пор это мероприятие стало ежегодным, и съезжаются на него
люди со всего СНГ.
А затем начались игры "исторические", или "реконструктивные": ролевикам
наскучили выдуманные миры более или менее современных писателей, и они
взяли в оборот саги и легенды, на которых основана львиная доля
литературных произведений в стиле фэнтези, а вслед за ними и реальные
"дела давно минувших лет". Летом 1994 года под Екатеринбургом
состоялась первая историческая ролевая игра "Осада Монсигюра", которая
воспроизвела события начала XIII века - борьбу с "альбигойской ересью"
и крестовые походы на юг Франции.
Мастер-класс
Любая
хорошая игра готовится за год. Причем начинается все спонтанно, с идеи,
с нескольких людей. Так весной 2003 года на кухне моего товарища Киры
родилась мысль сделать игру по одному из фрагментов "Старшей Эдды",
скандинавского эпоса. Был написан сценарий - похищение молота
Мьёлльнира, священного оружия скандинавского бога Тора. Кира стал
полигонным мастером (он должен был отыскать "полигон" подходящее место
для игры), а наша общая приятельница Леона (как правило, люди, играющие
в ролевые игры, берут себе прозвища) - главным мастером. Из друзей
набрали группу помощников.
Вообще о работе "мастеров" - создателей полигонных мероприятий -
следует сказать особо. Вот уж поистине их "служба и опасна и трудна...
". Ведь им нужно воспроизвести экономику, политику, магию и медицину
целого мира и написать правила так, чтобы они, с одной стороны, были
доступны пониманию всех участников, с другой делали игру максимально
увлекательной и реалистичной, а с третьей - не вступали в конфликт друг
с другом!
Сперва был создан список персонажей. В него входили не только боги и
великаны - похитители молота, но и простые смертные (для массовки и
чтобы было кем повелевать), а также "нечисть" (с ней надлежало всячески
бороться) и всевозможные посредники между богами и людьми (валькирии и
шаманы). Эти роли раздавали знакомым (и знакомым знакомых) - всего
набралось человек шестьдесят. С каждым мастера обсуждали его поведение
и даже костюм. Некоторых особенно важных героев заставляли вживаться в
образы. В хорошей игре каждый, до последнего гребца на корабле
викингов, должен знать, чем занять себя несколько дней.
Потом мастера принялись писать правила: какое оружие считать
допустимым, как себя вести на полигоне, как одеваться. Все должно быть
продумано до мелочей - иначе игрокам будет неинтересно. Обязанности
строго распределялись между мастерами: специалист по сражениям сочинял
правила для боя, специалист по истории - занимался, соответственно,
историей.
Создавались также описания игры. Внутреннее (для мастеров, оно
напоминало сценарий) и внешнее (вводное, для участников). Вся эта суета
заняла большую часть времени - почти полгода.
Как только началась оттепель, Кира отправился искать полигон.
Требовалось найти место, не слишком популярное у туристов, умеренно
далеко расположенное от населенных пунктов и близ источника воды...
Многое требовалось, в общем.
Когда до "похищения молота" остался месяц, на голову организаторам одна
за другой посыпались традиционные проблемы. Во-первых, выяснилось, что
часть игроков ехать не может: передумали, назначили другие дела,
перессорились (их в спешном порядке заменяли, выискивая кандидатов
через Интернет)... Во-вторых, правила оказались не столь совершенными,
а никто из мастеров доделывать их не желал... В-третьих, полигон
затопило во время половодья!
Конец
света в отдельно взятом лесу
День накануне игры был пасмурным. На новом полигоне веселилась компания
каких-то бородачей. Пришлось срочно переселяться на другой берег реки,
с обходом в полтора километра. Команды еле-еле собрались и тут же
принялись ругаться между собой и с мастерами. Им было "слишком сыро",
"далеко от родника и запаса дров". К утру объявились еще несколько
человек, но все равно народу приехало наполовину меньше, чем
предполагалось сначала. Мастера были вынуждены в спешке
перераспределять роли и костюмы.
После парада и представления игроки разбрелись по своим необустроенным
лагерям и принялись готовиться. Леона спешно раздавала игровые
"паспорта" (удостоверения кто есть кто). Часа через два все более-менее
наладилось. По полигону ходили исключительно люди в игровых костюмах,
покрытый серебряной краской молот перекочевал из "жилища Тора" в "лапы
великанов", которые спешно укрепляли стены своего обиталища. Люди
воевали, а мастер, заправлявший делами богов, отбивался от наседавших
на него шаманов. Те рассказывали, какие жертвы они принесли, и
требовали взамен манны небесной и прочих чудес.
Неожиданно на полигоне появились вчерашние туристы-бородачи. Они
оказались приглашенными игроками, про которых просто забыли. Им тоже
дали роли и отправили в круговорот игры.
Первые полтора дня все шло более или менее нормально. Люди сражались
между собой, боги враждовали с великанами, бедняга Тор слонялся по
лагерю безоружный, бесполезный и неприкаянный. Однако в конце концов
"смертные" уже отыграли положенные им роли и начали маяться от
безделья. Слабые попытки мастеров занять их походами успеха не имели. В
то же время у богов дела продвигались неспешно - согласно сценарию.
Тогда "люди", вооружившись, решили "богов" свергнуть. Они подошли к
Асгарду - жилищу богов, когда те как раз начали отмечать там
благополучное возвращение молота. Всполошенные мастера рванули будить
Леону, в первый раз прикорнувшую за три дня Леона вздохнула и пошла
разбираться.
В результате богам пришлось несладко: настал наспех организованный
Леоной конец света. Благодаря стараниям мастеров битва богов с людьми
произошла почти так, как было описано в мифах, что принесло игре
широкую славу в узких кругах...
P.S. Конечно, это лишь десятая доля того, что можно сказать о подобных
мероприятиях. Если тебя интересует эта тема - обязательно доберись до
Интернета: там много сайтов, где ты найдешь единомышленников и
расписание новых "ролевок". Тем более что представление о настоящей
полигонной игре можно получить... только играя!
|